Опоздавшие на войну

Как много прекрасных военных самолетов было создано в самом конце Второй мировой войны! Многие из них представляли собой верх технического совершенства. Но многим из этих самолетов не повезло, причем дважды. В первый раз, так как многие из этих самолетов были заказаны, и испытаны в ходе войны, но в войне так и не смогли поучаствовать.

Второй раз, тем из них, что были приняты на вооружение, уже не повезло после войны — началась эра реактивной авиации, которая быстро поставила на этих самолетах с поршневыми моторами жирный крест. Впрочем, многие из них таки повоевать в локальных конфликтах (“Sea Fury”, “Тайгеркэт” и т.п.).

Навскидку, несколько примеров (в основном — морская авиация, ибо любимая тема) 🙂

  • Blackburn “Firebrand” — изящный морской истребитель / истребитель-торпедоносец (а что?). Посмотрите на его фотографии — верх совершенства, по красоте не уступает “Спитфайру”!
  • Douglas BTD “Destroyer” — палубный одноместный бомбардировщик-торпедоносец, а фактически прото-штурмовик. Разрабатывался на смену пикирующим бомбардировщикам (в девичестве был двухместным скаут-бомбером XSB2D), в итоге получился изящный самолетик, внешне неотличимый от истребителя, с крылом типа обратная чайка (да-да, как на легендарном воутовском первом “Корсаре”). На войну он так не успел, проект был аннулирован.
    НО! Его наследником стал XBT2D, который был принят на вооружение авиации флота под обозначением штурмовик AD “Скайрейдер”. А он-то последний повоевал с избытком.
  • Fairey “Sea Fury” — поршневой корабельный истребитель / истребитель-бомбардировщик. Успел повоевать и в Корее, где записал на свой счет сбитый МиГ-15 😉
  • Grumman F7F “Tigercat” — двухместный и двухмоторный кот фирмы Лероя Груммана. На 2МВ опоздал, зато зачотно поработал в Корее в роле штурмовика и ночного истребителя.
  • Grumman F8F Bearcat — одноместный легкий, маневренный истребитель. Создавался для борьбы с японскими истребителями, но столкнуться с ними ему не довелось. Зато, как и “Тайгеркэт” и груммановская же реактивная “Пантера”, повоевал в Корее.
  • Martin AM “Mauler” — палубный поршневой штурмовик (так же как и дугласовский “Дистройер” изначально был создан как бомбардировщик-торпедоносец (XBTM-1). На войну и это не успел, построено было примерно полторы сотни таких машин (основные варианты – штурмовик и самолет РЭП). Довольно быстро был вытеснен их палубных эскадрилий флота штурмовиками “Скайредер”.
    Кстати, вот еще конкуренты “Молера” и “Дистроера” — бомбардировщики-торпедоносцы Curtiss XBTCKaiser XBTK,  Grumman AF Guardian (XTB3F) [1] — все как один изящные, похожие на истребители самолеты — переходный тип от пикирующих бомбардировщиков / бомбардировщиков-торпедоносцев к ударному самолету (attack airplane), более известным в отечественной традиции как штурмовик.
  • Supermarine “Seafang” — палубный поршневой истребитель, дальнейшее развитие наземных истребителей “Спитфайр” и “Спитфул”. Фактически это был переделанный для использлования с авиносцев вариант последнего. Заказан он был накануне окончания войны, но взлетел впервые только в 1946 году. Интересный был самолетик (сдвоенные винты противоположного вращения, например, все дела), но он решительно не имел никаких преимуществ перед тем же “Си Фьюри” или новыми версиями “Сифайров” и конечно же, реактивными истребителями, а потом программа была вскоре закрыта.
  • Supermarine “Seafire”. Корабельная версия легендарного “Спитфайра”. Первым версиям “морского спитфайра” (Mk. I. Mk. II, Mk.III) откровенно не повезло — самолет был плохо приспособлен для эксплуатации с авианосцев, в результате первые версии “сифайра” не получили широкого распространения в к FAA, британцы летали в основном на “Файрфлаях” и ленд-лизовских “уайлдкэтах”, “хэллкетах” и “корсарах”. А лучшие, на наш вкус) версии морского спитфайра — Seafire F Mk XV, F Mk XVII, F Mk 45  / FR Mk 45, F Mk 46 / FR Mk 46, F Mk 47 / FR Mk 47 — поступили на вооружение воздушной армии флота уже после войны. Мк.47ые в составе одной эскадрильи даже поучаствовал в войне в Корее.
  • Vought F4U-5. Пятая версия “Корсара” на войну таки не успела, зато отлично повоевала в Корее в компании со своими сестренками – четверочкой и шестерочкой (F4U-4 и F4U-6, если кто не понял).

 

А уж про противников, страны Оси, и говорить не приходится. Вспомним например, изысканные немецкие и японские истребители самого конца войны… ммм… это сказка! Ta-152, A7M Reppu, Ki. 100 !.. Уммм…

 

____
[1] этот правда хоть и хотел стать корабельным штурмовиком, но в итоге превратился в первый американский "авиационный разведывательно-ударный противолодочный комплекс" о двух самолетах -- один самолет искал радаром перископы подводных лодок, второй -- глушил их глубинными бомбами и ракетами. :)

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s